Масленица начинается в понедельник, который называется «встреча».
В этот день на Руси встречали Масленицу: делали из соломы чучело,
которое символизировало зиму, украшали и устанавливали его на
возвышении. С понедельника начинали печь блины, первый блин
предназначался душам усопших родителей. Все праздничные действа в
понедельник сопровождались жизнерадостными песнями.
К этому дню раньше в городах, селах и деревнях готовились загодя:
строили различные снежные города с разными славянскими аттракционами —
ледяными горками, каруселями и качелями, организовывали ярмарки разные
на Масленицу, кукольные представления, балаганы с шутами-скоморохами,
сладкие столы для детей, состязания между мужчинами.
В первый день праздника Масленицы самый первый спекшийся блин хозяйка
обязательно отдавала блаженному или просто нищему, нуждающемуся
человеку (ныне — это бомжи, попрошайки) с просьбой помянуть имена
дорогих и близких покойных родственников и людей.
Вторник - «заигрыши».
Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки. Во
вторник начинались активные развлечения: катания на санях, гулянья,
открывались балаганы и ярмарки. Этот день также считался молодежным.
Молодые люди приглядывались друг к другу, "заигрывали", юноши
присматривали себе невест, а девушки женихов. Не возбранялось и
прилюдное целование.
Среда - «лакомка».
В этот день зятья приходят на блины к тещам.
После многочисленных развлечений во вторник пора хорошо поесть. В
каждом доме накрывались столы с разнообразными угощениями, открывались
торговые палатки с едой. В деревнях варили пиво, на открытом воздухе
кипятили самовары, чтобы попить чая. Среда - день, когда зять приходит
к теще на блины. В третий день Масленицы любимая тещенька со всеми
своими любимыми родственничками приглашала обязательно своего любимого
зятька в гости, кормила его своими фирменными блинцами по никому
неизвестному рецепту. Теща должна накормить зятя до отвала, чтобы он
целый год помнил тещино угощение — в общем, зять и теща в этот день
наводил между собой мосты взаимопонимания.
Правду говоря, тещи вообще-то хорошо относятся к своим зятьям, и
кормили их раньше вкусными блинами, которые так и называются до сих пор
- «Тещины блины». Но всеже, испытание тещиными блинами да тещиными
нравоучениями почему-то выдерживали далеко не все зятья...
Четверг - «разгул», самый веселый день.
С четверга начинается уже Широкая Масленица. Именно с четвертого дня
Масленицы народ ударялся в настоящий разгул на широкую ногу. Четверг
называли широким, разгульным. Возят чучело на колесе, катаются, песни
поют, начинают колядовать. Тут тебе и пир с блинами и красно-черной
икрой горой, и пышные народные гуляния-маскарады, и карнавалы местного
значения, и выяснения силы типа кто самый крутой авторитет на селе в
кулачных боях, и состязания разные безумные и смешные, и заигрывания
парней с девушками. В боях были строгие правила, известные сейчас по
поговоркам: "Двое дерутся - третий не лезь", "Лежачего не бьют". Также
нельзя было бить ниже пояса и по затылку. За нарушение правил грозило
строгое наказание.
Именно с Широкой Масленицы народ православный по-настоящему осознает,
что буквально со следующего понедельника его ждет жесткий пост, в
который не то, чтобы мясо с молоком и яйцами, а рыбу с подсолнечным
маслом кушать можно далеко не всегда. И тогда наша русская душа гуляет
во всю Ивановскую — запасаются человеческие организмы едой сытной да
вкусной на полтора месяца вперед!!!
Пятый день Масленицы называется "Тещины вечорки" и заменовался ответным
визитом любимой тещеньки в гости к любимому зятьку на те же блины,
только уже дочкиного, а не тещиного приготовления. Причем тещенька
заявлялась в гости к зятьку не сама-одиношенька, а с кучей своих
родственничков да подруг заветных. В общем, удовольствие в пятый день
Масленицы получали только зятья-мазохисты.
Зять должен был отблагодарить тещу за "Лакомку", за угощение. Теперь
теща шла в гости на блины. Однако она должна была позаботиться о том,
чтобы у зятя было все необходимое для блинопечения: сковороду,
половник, кадушку. Тесть присылал масло и крупу. Если зять игнорировал
традицию, это могло послужить причиной для вечной вражды между ним и
тещей.
Суббота - «золовкины посиделки».
В шестой день масленичной недели обычай требовал от невестки звать в
гости золовку - сестру мужа, накормить и одарить ее. Как правило, в
этот день невестка принимала всю родню мужа и устраивала праздничный
обед. В шестой день праздника Масленицы считалось обрядом приличия,
чтобы молодая жена дарила сестрам мужа какие-нибудь полезные подарки.
Также в шестой день праздника Масленицы народ уже окончательно
развеселился и растормозился, строил ледяные города, а потом шел живой
стеной друг против друга. Далеко не всегда такие народные забавы
завершались лишь только разбитыми носами да рассеченными губами.
Последний день Масленицы - «прощеное воскресенье», или «проводы».
Последний день Масленицы собрал в себе отголоски как языческих традиций, так и христианства.
Последний день Масленицы знаменовался принародным сожжением чучела
Масленицы, а заодно старых и ненужных вещей, остатков праздничной еды,
с последующим развеиванием праха чучела по полю или же утоплением
остатков от чучела в речной воде. Вместе со сжиганием чучела Масленицы
считалось, что сжигалась сама смерть и зима, тем самым очищалась
широкая дорога для весны, тепла, жизни и плодородия.
Помимо обряда сжигания чучела Масленицы, в последний день Масленицы,
который еще называется Прощеное Воскресение или воскресенье-целовник,
каждый человек должен попросить прощения у всех, кого он специально или
ненароком обидел, а также обязан простить всех тех людей, которые
попросят у него прощения за причиненные ему прошлые обиды со словами -
«Пусть Бог простит, а я прощаю...»
Этот обряд православный имеет большое значение, т.к. знаменует собой
начало процесса духовного очищения перед Великим Постом. Поэтому, чтобы
окончательно смыть со своей души и тела все грехи, народ после сожжения
чучела Масленицы дружною гурьбой валил в парную баньку, чтобы помыться
да попариться на славу дубовым веничком.